В годы Великой Отечественной войны воздушные бои проходили постоянно. От мастерства лётчиков зависел успех военной операции. Командование для поддержания морального духа бойцов награждало их практически за каждый сбитый самолёт. Как велся подсчет сбитым самолетам в ВОВ?

Нюансы счёта подбитой техники

Для начала нужно верно понимать разницу между трактовкой «подтвержденная победа» и действительным ликвидированным самолётом — боевым ущербом врага, что в почти всех вариантах воздушных боёв абсолютно разные понятия. Всегда во всех ВВС мира под понятием «воздушная победа» подразумевался засчитанный по воинским правилам и утвержденный командиром факт ликвидации неприятельского самолета.

Обычно для доказательства во внимание брались слова пилота и отчет других участников воздушного боя, которые подкреплялись докладами наземных наблюдателей. Безусловно, на объективность донесений пилотов в отрицательную сторону влияли критерии разнопланового группового воздушного боя, который проходил, обычно, с постоянными переменами скоростей и высот. Такое положение дел осложняло наблюдение за судьбой подбитого вражеского самолёта, а часто и опасно. Существовала большая вероятность перевоплотиться из победителя в побежденного. Поэтому наблюдатели-пилоты не всегда предоставляли объективную информацию.

Необъективность информации в ВОв

Отчёты наземных экспертов в принципе не представляли никакой ценности. Это объяснилось тем, что, даже если схватка и происходила конкретно над экспертом, понять, кем непосредственно ликвидирован самолет, какой марки, какой страны было практически невозможно. Особенно, если речь шла о масштабных воздушных битвах, в которых несколько десятков самолётов днём и ночью вели бои. В среднем соотношение записанных на счета пилотов и реально ликвидированных самолетов колебалось в пропорциях 1:3–1:5.

Хотелось бы подчеркнуть, что часто сбитый самолёт фиксировался на счет не его исполнителя, а другого пилота. Это объяснялось следующими причинами:

— поощрение лётчика, который обеспечил главному пилоту удачные показатели боя;

— услуга товарищу, которому не хватало 1-2 ликвидированных самолёта до получения медали;

-«право» командира, который пополнял свой боевой за счёт достижений подчинённых.

Смотрите также:  Самая страшная смерть танкистов в ВОВ, которую боялись